Телефон школы: (843)302-13-59

Социально-психологическая служба

 

   

 

Педагог–психолог школы  - Максименко Нина Владимировна

 

Уважаемые родители, в школе организована психологическая служба.

Особое место в работе психолога занимает психологическое сопровождение первоклассников и пятиклассников в период адаптации в 1-ом классе и в период перехода на новую ступень обучения в средней школе. Проводятся также индивидуальное консультирование учащихся начальной школы, педагогов и родителей по предварительной записи.

 Приглашаем Вас на  консультации.  Записаться на консультацию можно по электронной почте или через классных руководителей.

 

Социально-психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

В ходе социально - психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам).

В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - учитель.

Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты - адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.

 Цель работы социально - психологической службы:

Содействие социально - психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.

 Задачи:

создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;

выявить индивидуальные качества личности ребенка;

оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.

 В своей деятельности мы выбрали следующие направления:

Практическое направление предусматривает работу с детьми, родителями, педагогами.

· Психосоциальная профилактическая работа определяется необходимостью формировать у педагогов и детей потребность в психологических, правовых, морально- нравственных знаниях, своевременно предупреждать возможные нарушения в становлении личности и интеллекта ребенка.

· Психодиагностическая работа направлена на углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка на протяжении всего периода обучения в школе, выявление индивидуальных особенностей, определение причин нарушений в учении.

· Развивающая и коррекционная работа предусматривает активное воздействие психолога на развитие личности и индивидуальности ребенка. Это определяется необходимостью обеспечения соответствия развития ребенка возрастным нормативам, оказания помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей, развитии их способностей и склонностей.

· Консультативная работа направлена на консультирование взрослых и детей по вопросам развития, обучения, воспитания.

Социально - педагогическое направление ставит перед собой решение следующих задач:

· сформировать у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;

· оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании детей.

 

Структура работы службы:

Специалисты социально - психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы - это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.

Функции службы:

Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта

Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

Анализирует состояние социально - психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.

Охраняет и защищает личность, ее права, интересы ит.д.

Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.

Организует социально - психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.

Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.

Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.

 

Принципы работы службы:

доступность - возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;

своевременность - включение в работу службы на самых ранних стадиях;

индивидуализация - индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;

комплексность - психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;

эффективность - ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;

преемственность - единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;

многофункциональность - выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;

интеграция - полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;

оперативность - быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;

репрезентативность - представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;

адаптация - ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.

 Методы и формы:

изучение документации;

беседа;

наблюдение;

эксперимент;

тестирование;

анкетирование;

анализ;

консультирование;

индивидуальная работа;

групповая работа;

диагностика.

 

Планируемый результат:

Повысить социально - психологическую устойчивость учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.

Мотивировать интересы учащихся к образовательному процессу.

Быть способными к переменам, не замыкаясь в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.

 

Советы родителям первоклассников (Скачать)

 Какие задачи может решать практический психолог, работая в школе (скачать)

 Памятка для учащихся по выполнению домашних заданий (Делать уроки без стресса) (скачать)

 Советы родителям от социального педагога (Скачать)

 Практические рекомендации родителям по адаптации первоклассников (Скачать)

 Советы психолога и социального педагога родителям (Скачать)

 Рекомендации для родителей (Скачать)

 Педагогический клуб для родителей (Скачать)

 Поговорим о гипердинамическом синдроме (Скачать)

Поговорим о дошкольниках (Скачать)

 Памятка для родителям о контроле за времяпровождением ребёнка (скачать)

 

 

Суицид.  Первые признаки суицидальных мыслей и поведения. Профилактика суицидального поведения у детей и подростков.

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги. Сегодня мы поговорим о проблеме суицидального поведения среди подростков.

Сейчас это не ново слышать информацию о суицидальном поведении, суицидальных попытках человека. Об этом много пишут, говорят, обсуждают.

Профилактическую информацию, которую ведут психологи, соцпедагоги, классные руководители и другие специалисты, мы, порой упускаем, относимся к ней незначительно.  Но, когда это случается со знакомыми и самыми близкими, тогда мы начинаем воспринимать случившееся очень серьезно, начинаем «бить колокола», не скрывать случившееся.

Мне бы хотелось, чтобы родители (взрослые) отнеслись к данной проблеме серьезно, ведь беда с подростком не только семейная, но и наша. В одиночку с этим бороться трудно.

Что же такое суицид – это преднамеренное, умышленное лишение себя жизни.

Есть еще суицидальные попытки среди подростков, т.е. незавершенный суицид. Подросток целенаправленно оперирует определенными средствами лишить себя жизни путем демонстрации или шантажа. Самоубийства можно предотвратить. Фактически каждому человеку можно помочь, если обратиться к специалистам.

О первых признаках суицидальных мыслей подростка.

Особое место во взрослении занимает подростковый кризис – пик переходного периода от детства к взрослости. Как я всегда говорю: когда подросток уже не маленький, но и еще  не стал более взрослым. Мир воспринимается как некое соотношение белого и черного, хорошего и плохого, причем как в окружающих, так и в себе. И физиологические изменения, и психологическое состояние, влияют на его эмоциональную неустойчивость. Возрастает значимость мнения друзей при принятии решений, желание быть принятым в группе.

Нужно еще сказать и о взаимоотношении в семье, когда сами родители толкают его к дистанции от взрослых.  Может, стоит отбросить свои важные дела и побыть со своим ребенком, поговорить с ним, поиграть в шахматы и возможно вместе с ним «на равных» посидеть у компьютера за совместно интересной информацией. Ведь в этом возрасте формируется «чувство взрослости, желание признать себя равным во взрослой среде. Однако жизненный опыт у него еще недостаточен, интеллектуальные способности еще несовершенны, в стадии развития, и у него возникают жизненные противоречия. Не всякий подросток может справиться с определенными жизненными обстоятельствами, которые могут толкнуть его на суицидальные мысли, поступки, действия.

Хочется обратить ваше внимание и на интернетинформацию. Практически все  дети, умеют работать с компьютерными программами, играть в компьютерные игры. В наше время мир Интернета настолько увлекателен и разнообразен, он просто стал необходим, что ведет к сужению коммуникативного общения среди сверстников, вплоть до одиночества, к сокращению внутрисемейного общения, развитию депрессивных состояний, втягиванию ребят к суицидальному риску, например «Игры групп смерти в контакте» (названия этих квесовых  серий и групп могут быть разными. Цель одна втянуть подростка в игру и довести до суицидальных попыток. Куратор игры, дает подростку различные задания и последним из заданий – убить самого себя. Одни такие  игры исчезают, но на их место приходят новые, другие. И это не сказки, это наша с вами реальность.   С помощью родительского контроля  можно оградить детей и подростков от негативного влияния при работе на компьютере и в Интернете, стоит только задуматься об этом и обратить внимание на поведение своего ребенка.

Виды суицидального поведения.

Я назову наиболее встречающиеся  в моей практике.

Это нужно знать, например, родителям, чтобы быть информированными и наблюдательными, классным руководителям, чтобы учитывать и ориентироваться в профилактических подходах.

Это демонстративные суицидальные попытки и шантаж, свойственные нашим детям и подросткам. (Если вы не… то я! Или «Если ты мне не позвонишь, не придешь, то я.. !», или «Если вы мне не купите смартфон, то я..!»).

Демонстративно - шантажный  суицид  не  связан  с  желанием  умереть,  он  как способ  обратить  внимание  на  себя,  на  свои  проблемы,  позвать  на  помощь,  вести  диалог.

Здесь мы можем столкнуться с самоповреждающим поведением подростка без суицидальных намерений, т.е. намеренные повреждения поверхности тела. Намеренные повреждения широко распространены среди подростков (легкие порезы на руках, сейчас они могут нанести их и на ногах, под коленом или под мышкой; проколы, расцарапования). Это может привести к самоповреждающему поведению. Опыт показывает, что такое поведение не представляет прямую угрозы для жизни, однако со временем может превратиться в привычную модель поведения в эмоциональных ситуациях подростка, оставляя на коже рубцы и шрамы. 

Да, они могут не нести серьезной опасности для жизни здоровья детей, но здесь важно учитывать один момент,  шантажная и демонстративная попытка может иметь совершенно непрогнозируемые трагические последствия, поскольку подросток не может рассчитать последствия своих действий.

Поэтому на эти попытки нужно также обращать очень пристальное внимание. Здесь возможно  причина собственного душевного состояния ребенка или желание обратить на себя внимание и это нужно расценивать как разновидность суицидальной попытки.

Широко распрастранены среди подростков скрытые суициды (порой подросток сам не знает, что это скрытый суицид). Сюда можно отнести пример анорексии (нервная анорексия), когда подростки девочки начинают ограничивать себя в пище. Здесь нужно  родителям обратить особое внимание, забить тревогу.

Кроме того, подросткам свойственно провоцирование агрессии на себя. Это подросток с тяжелым внутренним душевным состоянием, чтобы получить помощь, получить эмоциональный отклик, он вызывает агрессию на себя, только бы на него обратили внимание. И это провоцированная агрессия может привести к тяжелым последствиям (например, глотанием таблеток, легкие порезы).

 Причины вызывающие суицидальные попытки могут быть разнообразными. Одни из них - причинно – следственные отношения.

Например: ребенок начинает хуже учиться, хуже себя вести. Он хулиган и лентяй, и так далее, соответственно начинают применяться к нему коррекционные методы, а также со стороны родителей лишения чего - то и наказания, и так далее, в итоге у него проявляется депрессивная реакция, или реакция недовольства и агрессии, которые могут привести к суицидальной попытке.

Попробуйте проанализировать, ведь действием к суициду  могут вызывать и предшествующие скрытые ранее в прошлом какие-то причины, т.е предшествующая какая – то история (развод родителей, частые ссоры, какие-то запреты, одиночество,  недопонимание в семье, пьянство, семейные конфликты, которые способствовали влечению ребенка в компанию подростков и т.д.)

Подростку бывает трудно понять, сообразить, теряется мотивация, что приводит к депрессии, которая выливается в нарушение поведения, нарушение общения, снижение работоспособности.  И такие рисковые состояния могут  привести к суицидальным попыткам.

 Ребенок начинает говорить  о том, зачем жить,  об утрате смысла жизни. Это оценивается как поиск себя, о подростковом мировоззрении. На это нужно обратить внимание.

Еще один суицидальный риск, на который нужно обратить внимание,  это, когда у ребенка резкие вспышки, взрывы недовольства, злобы, раздражительности по отношению к окружающим. И, наоборот, противоположность резким сменам настроения это: замкнутость, чувство душевной боли, уход к одиночеству.

 И поэтому важно знать несколько правил.

Во - первых о чем нельзя говорить человеку, которого заподозрили в риске суицида:

- Нельзя  его брать на слабо; нельзя человека подталкивать на самоубийство (в законе есть статья: доведение до самоубийства), но подростки иногда делают это и считают, что это смешно.

- Нельзя  говорить о наказании в случае самоубийства.

- Нельзя говорить о звездах, родственниках, которые совершили самоубийство, т.е  приводить примеры.

- Нельзя рассказывать о способах самоубийства, это тоже повышает риск самоубийства. К сожалению, у нас много информации об этом в кино, интернете, что делает профилактическую работу сложной.

- Не рекомендуется говорить или читать мораль подростку: жизнь прекрасна, «Ну, все не так плохо», «Не стоит этого делать». Это, его не переубедит, мы просто можем потерять контакт с человеком, мы покажем, что не понимаем его боль. Его поздно оберегать: ему нужна помощь, а не  заверения о том, что всё в порядке.

А что же можно говорить, чтобы снизить риск самоубийства.

 Здесь нужно меньше говорить и побольше спрашивать, дать человеку выговориться,

высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте. 
Доказано, если с подростком говорить, риск снижается, открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не давите на него. Но покажите, что его судьба вам не безразлична.

Например, классный руководитель, или взрослый, друг, может спросить, что он думает по поводу смерти, по поводу того, что он хочет лишить жизни самого себя.

- Можем спросить: возможно, у тебя есть какие-то планы, и ты  что-то собираешься уже предпринять, каким образом думаешь это сделать. Если он этим делится, значит, риск суицидальной попытки увеличился на одну ступень.

- Ты, наверное, уже приступил к подготовке этих своих планов. Что-то купил или приготовил, продумал, где это произойдет. Если он говорит об этом, риск повысился еще на одну ступень.

- Если ты готовишься, какую дату ты выбрал. Если есть конкретная дата – это уже серьезно, нужно принимать экстренные меры.

* Здесь самое главное постараться убедить, что бы подросток  поговорил со специалистом. Порекомендовать позвонить в кризисный центр, телефон доверия (позвонить на телефон доверия может не только подросток, но и сам родитель).

Постарайтесь не оставлять ребенка (друга) одного. Узнать, есть ли у него самый близкий человек из семьи, лучший друг и так далее. И помочь ему довериться этим людям.

Естественно убрать все, чем можно лишить себя жизни: таблетки, веревки, острые предметы и так далее. Это все нужно сделать тактично и аккуратно и родителям обратиться за помощью к специалистам.

Как я уже говорила, самоубийства можно предотвратить, фактически каждому человеку можно помочь. Понятно не самостоятельно, если обратиться к специалистам.

Помочь можно, но нужно работать только в комплексе с другими специалистами и с самой семьей. Это чрезвычайно важно.

Но работа с полной семьей (взаимодействие с родителями, помощь и поддержка)  отличается от совместной работы с ассоциально дезадаптивной семьей, которая сама провоцирует определенные поступки подростка. Здесь нужно искать другую ситуацию, в которой можно оказать помощь ребенку уже с привлечением других специалистов и учреждений.

   Стремления уйти из жизни необходимо воспринимать серьезно. Проявляйте выдержку, спокойствие, участие. Острота переживаний подростка становится несовместимой с жизнью, если нет эмоциональной связи с семьей, задумайтесь над этим.

Не оставляйте своих близких самим с собой, помогите  справиться с  внутренними конфликтами своего ребенка, относитесь к нему терпеливо и доверительно, проявляя гибкость в реагировании на меняющее поведение. Живите, радуясь жизни, и будьте здоровы.

 

С вами вела беседу психолог

школы №2 г. Суража       Нина Владимировна Максименко.

 

Дата последнего обновления страницы 19.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения